Заседание педагогического совета № 3 от 08.01.2020
Заседание педагогического совета № 3
Единая информационная среда как ресурс эффективного управления качеством образовательной деятельности
Дата: 8 января 2020 года
Цель ПС: создание ряда ориентиров для участия каждого субъекта в реализации проекта по созданию единой информационно-образовательной среды с выходом на Республиканское и Мировое пространство. Стимулирование личностной ответственности и заинтересованности за свой участок работы в данном аспекте.
Форма проведения: конференция
ПОВЕСТКА ДНЯ
1. Единое информационное пространство – фактор успешности достижения новых качественных показателей образовательной деятельности
Бутабаева К. С., директор гимназии
1.1. Мультимедийная дидактика как прообраз образования будущего
Пирожкова С.В., зам. дир. по НМР
1.2. Информационно-компьютерные технологии как ресурс оптимизации влияния содержательно-информационной среды на качество нового уровня образования: ДОКЛАД
Адильбекова Ж.С., учитель информатики
1.3. Презентация проекта «Единая информационная среда КГУ «Гимназия № 120 имени Мажита Бегалина» по направлению «Интеграция для практико-ориентированного обучения»
Творческая группа: Коденцова О.Л., учитель русского языка и литературы, руководитель группы
Крыкбаева А.Ю., учитель английского языка
1.4. Концепция межпредметной интеграции учителей естественно-математического и языкового цикла
Темирбек Ж.Е., учитель математики,
Таженова Д., учитель физической культуры
1.5. Обсуждение, выступления, мнения
2. Анализ работы гимназии по итогам 1 полугодия
2.1. Анализ качества обучения учащихся гимназии за 2 четверть.
Дерикошма М.Н., зам. дир. по УР
2.2. Анализ достижений учителей методических кафедр и объединений за 1 полугодий 2019-2020 учебного года.
Шинибекова Ш.О, зав. каф. КЯиЛ
Найзабекова С.Б., зав. каф. ЕМД
Шокобаева Н.Т., зав. каф. ИЯ
Дрыгина Л.В., зав. каф. НО
Логвинова Н.А., зав. МО РД РД
3. Проект решения
Вступительное слово
Бутабаева К.С.,
директор гимназии
Открывая заседание педагогического Совета, предъявляя его цель и задачи, оглашая Повестку и регламент работы заседания, директор гимназии отметила, что педагогический коллектив гимназии более широкое понимание такой реалии образовательного пространства как содержательно-информационная среда. Мы, безусловно, опираемся на базовые определения ИОС (информационно-образовательной среды) как среду образовательной деятельности, где взаимодействуют информационно-компьютерные средства, технологии, а также содержание и способы деятельности, регулируемые педагогической дидактикой и педагогической этикой. Научно-методическое сопровождение этого взаимодействия подчинено принципу экологичности и нацеленности на качественный уровень обучения, воспитания и развития. В содержательно-информационную среду мы включаем НАЛИЧИЕ индивидуальных траекторий образования, индивидуальных программ обучения на основе выбора содержания, сроков и форм их освоения самими обучающимися = «поле самообучения»: пространство пробы и проверки правильности
Информационные Банки научных данных о Мире, проблемах жизнеустройства, прогнозах развития человечества, «навигационных карт» образовательных маршрутов, ресурсов, диагностик и рекомендаций к ним
Профилизацию языкового, гуманитарно-социального, естественно-математического направления
Многоканальность и многовекторность содержательно-информационного поля
По данным наблюдения и анализа команды управления инновационная деятельность коллектива более интенсивно продвигается в плане профилизации образования и компьютеризации условий для успешной учебной деятельности. По остальным направлениям нашу деятельность можно оценить как деятельность по созданию предпосылок выполнения проектных заданий и требований. Сегодняшнее заседание организовано в виде конференции, цель которой создать ряд ориентиров для участия каждого субъекта в реализации проекта по созданию единой информационно-образовательной среды с выходом на Республиканское и Мировое пространство. Мы надеемся, что сегодняшний разговор будет стимулировать личностную ответственность и заинтересованность каждого члена коллектива за свой участок работы в данном аспекте. В частности, высказанные в ходе заседания Совета предложения будут положены в новый проект развития гимназии на 2020 – 2024 гг
Мультимедийная дидактика как прообраз образования будущего» осветила следующие проблемы
Пирожкова С.В.,
зам. дир-ра по НМР
Актуальность изучения нового содержания педагогической дидактики:
Широкий круг задач новой Дидактики Мультимедиа должен обсуждаться на основе принципа единства информационной образовательной среды. Комплексный характер данной среды и взаимосвязь ее компонентов требует внимательного изучения проблемы соотношения процессов обучения в виртуальной информационной среде и обучения на основе традиционных источников информации.
Программные документы модернизации школы РК ориентируют на информатизацию и компьютеризацию образовательного пространства. Обновление информационно-образовательной среды учения современного школьника обусловливает необходимость разработки новых научных направлений в современной дидактике
Показатели внимания учителей школы к вопросам использования ИКТ в целом удовлетворительно, однако медпредметное взаимодействие эпизодично и носит больше инициативный характер.
Следующим аспектом содержания стал блок ЧТО ТАКОЕ МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ДИДАКТИКА
Теория обучения в широкой информационной среде на основе использования разнообразных способов информационного обмена (в том числе и виртуального) и есть СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА - ДИДАКТИКА МУЛЬТИМЕДИА (от лат. media – средства). Есть все основания говорить о возникновении новой области педагогического знания
- ЭЛЕКТРОННОЙ ДИДАКТИКИ МУЛЬТИМЕДИА (ЭДМ). Следует различать понятия
«мультимедийная дидактика» (теория обучения на основе использования полного комплекса средств и способов информационного обмена) и «электронная мультимедийная
дидактика» (теория обучения на основе применения комплекса средств и способов виртуального информационного обмена)
КАКОВ ПОТЕНЦИАЛ ЭДМ И ЧТО НОВОГО ОНА ПРИВНОСИТ В УВП
Интерактивные обучающие среды (ILE - Interactiv Learning Environment), предусматривающие использование комплекса средств педагогического воздействия (мотивация учения,
предъявление материала, отработка, контроль), интерактивный характер обучения, вариативность его способов. Обновление организационных форм учебных занятий: обучающие сценарии, учебные моделирующие среды (разного уровня доступа пользователя к моделированию объектов среды); и ДР. Использование виртуальной среды привело к дальнейшему расширению этой системы: появлению новых форм организации учебныхзанятий, а также возникновению модификаций уже освоенных форм обучения.
КАКИЕ РЕСУРСЫ НАМ ПОТРЕБУЮТСЯ
Кроме технического обновления, включения в лингводидактику медиалингвистической концепции, позволяющей по-новому подойти к обоснованию разработки учебно-методического обеспечения процесса изучения языков в условиях 3-хязычия – что актуально в рамках Государственных Программ модернизации школьного образования.
ЧТО МЫ уже ДЕЛАЕМ, ЧТОБЫ МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ДИДАКТИКА УСПЕШНО ВНЕДРЯЛАСЬ В НАШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ЭТАП – СОЗДАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УСПЕШНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (интеграции) традиционных методов обучения и методов новой дидактики.
1-осваиваем возможности ИВТ для совершенствования УВП
2-организовали работу творческой группы по организации межпредметной интеграции, в том числе, с предметом «Информатика и компьютерная грамотность»
3-совершенствуем техническую и технологическую базу школы
В этой части доклада С.В. Пирожкова остановилась на роли интеграции в повышении качества образовательной и педагогической деятельности. Отмечено: в гимназии в данном плане наработан большой опыт, освещенный в брошюрах, ранее изданных, и публикациях последних лет в различных изданиях. Создана творческая группа, задачей которой является выведение наработанного в статус внедряемого и создание новых моделей интеграционного межпредметного взаимодействия в новых контекстах модернизации школы РК.
Предложения. 1. Обеспечить творчество учителей языкового цикла по коррекции содержания лингводидактики на основе медиалингвистической концепции.
2. Поддержать и одобрить работу Творческой группы по межпредметной интеграции.
3.Организовать мобильную систему решения затруднений в использовании ИКТ на основе индивидуальных заявок на помощь.
4.Обеспечить обучение мульмедийной дидактике в рамках курсов учреждений Повышения квалификации учителей.
Адильбекова Ж.С., выступила с докладом по ТЕМЕ: «Информационно-компьютерные технологии как ресурс оптимизации влияния содержательно-информационной среды на качество нового уровня образования». В частности, докладчик отметила следующее.
Образование не может стоять в стороне от расширения влияния во всех сферах жизнедеятельности новых информационных технологий ИКТ). Основные сферы применения их в единой содержательно-информационной среде – это дифференциация, и индивидуализация и развитие творческой познавательной активности учащихся. Доказаны опытом использования ИКТ показатели повышения качества и эффективности процесса преподавания, решения задач моделирования и проектирования некоторых практико ориентированных проблем, а также оптимизации контроля, коррекции, тестирования.
Одно из привлекательных преимуществ ИКТ для учителя – это значительное сокращения времени на так называемые «организационные вопросы»: предъявление темы урока; деление учащихся на группы, использование наглядности при объяснении нового (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.), контроле, обеспечение наблюдения за ходом коллективного рассмотрения «многослойного», сложного материала и др.
Правильное использование этого ресурса каждым педагогом – залог новых успехов в решении нашей общей задаче: обеспечить высокое качество при равном доступе к образовательным возможностям современного образовательного пространства не ограниченного пространством школы. ИКТ позволяют включить в нашу содержательно-информационную среду международные образовательные программы и контакты на любой точке планеты.
Конечно, многое уже делается. Сегодня трудно найти педагога, который не владел бы компьютерной грамотностью хотя бы на уровне элементарном. Однако этого недостаточно. В свете новых подходов области профессиональных компетенций учителя расширяются. Сегодня востребованы междисциплинарная и проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и управлении, интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями и консультационное сопровождение родителей.
Призываю коллег к более серьезному вниманию и большей скорости переключения на вопросы внедрения ИКТ в собственную деятельность.
Что нас торопит?
В основных направлениях и путях достижения целей «Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы» прописано, что «всем участникам образовательного процесса будет обеспечен равный доступ к открытым образовательным ресурсам и технологиям, созданы условия для сетевого взаимодействия. Школы будут оснащены технической инфраструктурой в соответствии с базовым стандартом путем привлечения ГЧП. Ученик будет иметь возможность доступа к широкому спектру цифровых образовательных ресурсов из любого места, где есть выход в Интернет. Каждый ученик сможет сам определять темп обучения, не привязываться ко времени занятия и учителю за счет обеспечения персонализации процесса обучения. Минимум два предмета, начиная с основной школы, будут преподаваться с применением онлайн – ресурсов». Работа в данном направлении уже ведется.
Содержание новых обновленных программ предусматривает широкое применение ИКТ в образовательном пространстве.
Сейчас в мире широко распространена концепция BYOD (Bring Your Own Device) – Принеси Своё Собственное Устройство. Это такой подход к организации рабочего места сотрудника, при котором он применяет принадлежащее ему устройство для доступа к информационным ресурсам компании. Прозвучал впервые этот термин в 2005 году в работе Рафаэля Баллагаса.
Были продемонстрированы возможности деления на группы с помощью программы THE HAT и выполнения домашнего задания с помощью программы SOCRATIVE.
В качестве предложений озвучены следующие пункты:
а) в выделить в технологических картах уроков каждого учителя пункта об участии ИКТ как дидактического обеспечения; б) обобщить и организовать публикацию опыта применения ИКТ учителями гимназии; в) составить реестр необходимого обновления оснащения ИКТ, позволяющее подключать каналы различных образовательных Программ, г) включить в содержание занятий Родительского Университета знакомство и обучение родителей правилам использования программы SOCRATIVE для помощи учащимся при выполнении домашних заданий.
В ХОДЕ ОБСУЖДЕНИЯ были высказаны ПРЕДЛОЖЕНИЯ
РЕШИЛИ:
1. Обеспечить творчество учителей языкового цикла по коррекции содержания лингводидактики на основе медиалингвистической концепции.
2. Поддержать и одобрить работу Творческой группы по межпредметной интеграции.
3. Организовать мобильную систему решения затруднений в использовании ИКТ на основе индивидуальных заявок на помощь.
4. Обеспечить обучение мульмедийной дидактике в рамках курсов учреждений Повышения квалификации учителей.
5. Выделить в технологических картах уроков каждого учителя пункта об участии ИКТ как дидактического обеспечения.
6. Методическим кафедрам и МО обобщить и организовать публикацию опыта применения ИКТ учителями гимназии.
7. Составить реестр необходимого обновления оснащения ИКТ, позволяющее подключать каналы различных образовательных Программ.
8. Включить в содержание занятий Родительского Университета знакомство и обучение родителей правилам использования программы SOCRATIVE для помощи учащимся при выполнении домашних заданий.